Сведение музыки, звука, вокала.

Когда музыкальная композиция создана и аранжирована, на первый план выходит сведение музыки, звука, вокала или микширование – создание из отдельных треков целостного, стилистически выдержанного произведения. Относительно недорогое сведение на компьютере сегодня находит все больше сторонников, особенно если это сведение в ProTools HD — современном программно-аппаратном комплексе, производства компании Digidesign.

На первый взгляд, сведение — сугубо технический процесс. И отчасти это действительно так. Наложение всех раннее записанных инструментальных и вокальных партий, органичное смешение звука, синхронизация времени проигрывания, а так же окончательная доводка записи – выравнивание звукового ряда и добавление специальных, например, шумовых эффектов выполняется на специальном оборудовании.

Примеры работ
R&B mix Daniel Powter — Crazy All My Life (MINUS)
Mc Jaha & BEKU – Вольный ветер (RnB, 2012) гр.Рядовой Дарин — Пряди мои русые (шансон,2012)
Дмитрий Молчанов — Где же ты (pop, 2009) Mc Jaha & BEKU – Лови ритм

 

Однако наивно думать, что машина, пусть даже очень умная и совершенная, решает все. Техника бесполезна, если рядом нет профессионала, определяющего оптимальный баланс громкости рабочих треков, создающего нужную акустическую среду – панораму, в которой каждый записанный инструмент занимает четко определенное место. Кроме того, любая музыкальная композиция должна соответствовать общим требованиям – никак не обойтись без вступления, развития темы, кульминации и спада. Мастерство звукорежиссера проявляется в умении так свести треки, что бы инструменты хорошо «читались» — не терялись и не заглушали друг друга, а звук был объемным и насыщенным.

Микшерный пульт — называют специальное устройство, на котором вершится таинство сведения. Кстати, сфера применения «микшеров» не ограничивается лишь звукозаписью. Они дополняют концертное и трансляционное оборудование, используются на радиостанциях и телевидении. Лучше всего для этих целей подходит цифровая микшерная консоль с монитором и компьютерной клавиатурой. Хотя, иногда сама консоль – аналоговая, но регуляторы, оснащенные электронной моторикой, приводятся в действие с компьютера. Вариант достаточно дорогой, поэтому не слишком часто используемый.

Преимущества цифровых пультов Pro Tools HD – расширенный функционал блоков обработки, возможность сохранения всех требуемых настроек и компактные размеры. Пожалуй, главный недостаток – необходимо время вникнуть в принцип работы и использовать предоставляемые возможности на все 100%. Но, не смотря на очевидные плюсы, профессионалы звукозаписи не спешат отдать пальму первенства цифровому сведению.

Мнение, что аналоговая запись на выходе дает более теплый, эмоционально насыщенный продукт, имеет право на существование. Однако в Pro Tools организация 12-ти стереошин (сведение незамысловатой песенки) займет несколько секунд, а в аналоговом варианте бывает и пяти-шести часов мало. Это к вопросу об экономической целесообразности. А насчет душевности и особой чувственности.… Даже специалисты не могут определиться, прослушивая одну и ту же композицию, сведенную двумя разными способами, какая им больше нравится. Но признают – если чудо и возможно, то совершит его виртуозный звукорежиссер, причем, на любой технике!

В последнее время появилось немало плагинов (компьютерных программ), благодаря которым сведение в ProTools HD дает результат, достоверно имитирующий сведение музыки, звука, вокала на самых дорогих аналоговых пультах и приборах. Не зря многие именитые западные звукорежиссеры выбирают сведение на компьютере и, экономя немалые средства, выдают музыкальный продукт высочайшего класса. В Pro Tools HD записана и сведена музыка для фильмов «Аватар» и «Повелитель бури», последний, кстати, получил «Оскар»-2010 за лучший звук!